МАОУ «СОШ №134»
г. Барнаул
  • Профилактика суицидального поведения детей и подростков

    Прежде всего, необходимо помнить, что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые. Считается, что одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если родитель относится к ребенку как к партнеру, тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.
    Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

    При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:
    •    внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
    •    правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
    •    не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;
    •    не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
    •    постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
    •    не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
    •    стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,
    •    оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь,
    •    оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги,
    •    внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,
    •    не бойтесь  спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.
     

    Родителям можно рекомендовать:
    •    ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
    •    анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
    •    учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
    •    воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
    •    не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
    •    не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы. 
    Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов.
         В профилактике депрессий огромную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.
    Во-первых, необходимо разговаривать с ним, задавать вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными и добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.
    Во-вторых, постараться как можно больше сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, ездить в выходные на увлекательные экскурсии, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное – забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
    В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.
    В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.

    Педагог – психолог Рощина С.А.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie